О НАСС ЧЕГО НАЧАТЬЙОГА-КЛУБYOGA-SHOPАЮРВЕДАВСЕ-для-MAMРАСПИСАНИЕКОНТАКТЫ

ПРАНАЯМА

 

 

 

 

Åëåíà Çåíêåâè÷

Прана ваю.

В данном контексте словом прана описывается особый вид праны, жизненная сила вдоха. В этом случае слово прана (пра+ана) значит "то, что втягивают или вбирают". Также в этом контексте слово прана может быть переведено как "вдыхать силу", от пра, которое также значит "сила", и глагольного корня ан, что значит "вдыхать". Жизненную силу, которая получает "свежую" космическую энергию из атмосферы посредством активизации диафрагмы, лёгких и ноздрей, называют прана ваю. Голова, рот, ноздри, грудь (сердце и лёгкие), пупок и большие пальцы ног являются основными центрами прана ваю. Эта важная жизненная сила пребывает в мозгу, направляя деятельность чувств и процесс мышления. Такая деятельность как восприятие объектов чувств (запаха, вкуса, формы, каса-ния и звука) головным мозгом, деятельность нервных окончаний черепа, вся ментальная деятельность, направляются прана ваю. Примитивные инстинкты, эмоции, разум, самоконтроль, память, концентрация, суждение (или рассудительность) являются проявлением праны. До тех пор, пока прана находиться в своём нормальном состоянии, все органы функционируют должным образом. Телесные токсины, интоксикации, недоедание, процесс старения, разочарование, усталость, беспокойство, физический и ментальный шок - приносят беспокойство этому виду жизненной силы. Когда жизненность ума начинает увядать в результате этих состояний, тогда разум, память, концентрация, дискриминация и терпение также начинают приходить в упадок, позволяя низшим инстинктам и эмоциям занимать преобладающее влияние.

В космосе и в теле находится постоянный ток солнечной и лунной энергии. Эти токи описываются в йоговских текстах, соответственно, как ток позитивной и негативной энергии, как пита и капха, желчь и слизь, огонь и вода, свет и тьма, мужчина и женщина и т.д. Когда прана доминируется солнечной энергией, она активна, и открыта правая ноздря. Однако когда преобладает лунная энергия, она пассивна, и активна левая ноздря. Ток праны через левую и правую ноздрю влияет на определённые процессы в теле, а также влияет на изменение в умонастроении и поведении.

Апана ваю.

Апана является "выводной" жизненной силой. Изгоняющие движения, проходящие в кишечнике, мочевом пузыре, матке, семенных гландах и порах во время высвобождения кишечника, мочевого пузыря, менструаций, извержения семени, потоотделения и любых других видов выделений происходит в результате деятельности апаны. Органы воспроизведения, анус, бёдра, рёбра, основание пупка и живот являются местом пребывания апаны. Когда жизненная сила выведения, действующая через посредство мышц груди и живота, выведена из нормального функционирования, наблюдаются такие симптомы как чихота, астма и икота.

Самана ваю.

Самана является силой переваривания и усвоения, которая подготавливает пищу к поглощению, и затем усваивает её. Эта жизненная сила проявляется во всём теле, не только в пищеварительной системе. В результате присутствия саманы в коже поглощается витамин "Д", исходящий от ультрафиолетового излучения солнца. Область между сердцем и пупком является основной в поглощении и переваривании пищи, поэтому считается основным местом пребывания данной жизненной силы. Эта жизненная сила отвечает за рост и питание. Выход саманы из нормального состояния вызывает понос, расстройство пищеварения, кишечный колик, запор, проблемы с мочеиспусканием и т.п.

Удана ваю.

Удана значит "энергия подъёма". Это сила, которая вызывает сокращение в груд-ных мышцах, выталкивая этим воздух наружу через голосовые связки. Поэтому эта сила является ос-новной в воспроизведении звука. Любая физическая деятельность, нуждающаяся в усилии и приложении силы, зависит от этой жизненной силы. Считается, что она расположена в гортани, верхней части таза, всех суставах, а также ногах и руках.

Вйана ваю.

Íàòàëüÿ ßí÷óê

Вйана является энергией сжатия. Все ритмичные и аритмичные сокращения имеют место в результате действия данной жизненной силы. Она пронизывает всё тело и управляет процес-сами расслабления и сжатия волевых и не волевых мышц. Эта сила также управляет движениями связок, и посылает импульсы ощущений и двигательных нервов через нервные ткани. Она также задействована в открытии и закрытии глаз. Уши, глаза, шея, лодыжки, нос и горло являются основными местами пребывания этой жизненной силы. Фиброз, склероз, атрофия органов, боль в мышцах и нервных тканях - таковы последствия нарушения работы вйана ваю.

Пища и дыхание являются основными путями, через которые прана входит в тело. Пища содержит более грубое проявление праны, нежели дыхание; человек может прожить многие дни без пищи, но, не дыша едва ли сможет нормально функционировать в течение одной минуты. По этой причине тексты йоги уделяют такое большое значение науке дыхания. Регуляция движений лёгких является наиболее эффективным средством очищения организма и насыщения его жизненной энергией. Этот процесс очищает и усиливает нервную систему, которая в свою очередь координирует работу всех остальных систем тела. Йоги развили глубокую науку, рассматривающую организм в целом. Не следует, однако, забывать, что эта наука имеет первостепенное отношение к тонким каналам энергии, которые называются нади. Тело является полем энергии, но используется только малая часть этого поля, оставляя большую часть этого поля незадействованным. С помощью пранаямы человек может раскрыть в себе эти энергетические возможности, расширить его, и воспользоваться им для познания высших уровней сознания.

Йоговские тексты утверждают, что "тот, кто постиг прану, знает высшее знание вед". В другой упанишаде говориться, что прана - это сам Брахман.

В соответствии с Патанджали, пранаяма означает очищение и регуляция вдоха и выдоха. Когда человек может дышать глубоко и бесшумно, без резкого втягивания и пауз, тогда поле праны расширяется и может быть использована для высших достижений. Патанджали не рекомендует практику пранаямы до того, как человек достиг устойчивости и комфорта в асане. Позы, которые удаляют физические напряжения и дают устойчивость и спокойствие, следовательно, являются предварительной ступенью пранаямы.

 

Существует четыре вида пранаямы:

Íàòàëüÿ ßí÷óê

внешняя (бахйа вритти) - в которой ток праны контролируется во время выдоха

внутренняя (абхйантара вритти) - в которой ток праны контролируется во время вдоха

промежуточная (бахйа-бхйантара-вишайакшепи) - в которой предыдущие пранаямы совершенствуются

четвёртая (чатуртха) - в которой превосходится уровень пранаямы.

Первые три пранаямы регулируются в рамках времени и пространства, тогда как четвёртая преодолевает ограничения времени и пространства. Четвёртый вид пранаямы является продвинутым этапом практики пранаямы. Когда внешняя и внутренняя пранаямы становятся утончёнными, тогда, в результате усиленной сосредоточенности в совершенно ином состоянии, йог теряет осознание времени и пространства. На этом этапе четвёртая пранаяма приходит автоматически. В этой пранаяме дыхание становиться настолько утончённым, что обыкновенное дыхание становиться незаметным.

Материал любезно предоставлен Сергеем Сидоренко
Допускается цитирование материала с обязательной ссылкой на автора и на сайт https://daowellness.ru

Íàçàä Âïåðåä

Расписание занятий по йогеСправки по телефонам :

8(499)241-92-03; (495) 961-73-42

 

HomeО НАСС ЧЕГО НАЧАТЬЙОГА-КЛУБYOGA-SHOPАЮРВЕДАВСЕ-для-MAMРАСПИСАНИЕКОНТАКТЫ

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Сайт Лотоса - Сайт Лотоса: системы развития человека, современная эзотерика. Более 1000 книг по теме. Форумы, календарь событий

Copyright (c) 2006-2012 DaoWellness. All rights reserved.