Дао

дао, (китайский: “путь”, “дорога”, “путь», “курс”, “речь” или “метод”) Уэйд-Джайлс романизирует дао, фундаментальную концепцию китайской философии. Сформулированный в классической мысли периода Весны и осени и периода Воюющих государств династии Чжоу (1046-256 гг. до н. э.), дао оказал значительное влияние на последующее интеллектуальное развитие Китая.

Значения дао

Слово для этой концепции, дао, указывает на “путь” в смысле дороги или пути. В силу контекстуальной природы китайских языков и в зависимости от его использования в предложении, дао может функционировать как существительное или глагол. Это может указывать на дорогу, по которой человек путешествует, на то, что он идет по дороге или едет по дороге, или даже на то, что он прокладывает путь, ведя кого-то вниз или строя дорогу. Это может также относиться к речи, особенно в области философского или нравственного воспитания.

Даосизм: Лао-цзы и Даодэцзин

…функция, приписываемая Дао, или Способу, заключается в том, что этот маленький трактат стоит особняком. Термин “дао” использовался всеми школами…
В последнем смысле дао может относиться к философской традиции: ученики мыслителя поддерживают его дао, которое они впоследствии передают (как устно, так и письменно) своим собственным ученикам и так далее. Например, Конфуций (551-479 до н. э.) считал, что восстанавливает дао древних царей-мудрецов. Менций (процветал в 4 веке до н. э.) впоследствии считался ортодоксальным толкователем дао Конфуция. Великий мыслитель 12 века н. э. Чжу Си верил, что он воскрешает даотон, передачу конфуцианского Пути, который, как он утверждал, был утерян в предыдущие несколько столетий. Аналогичным образом, традиция, которая впоследствии стала известна как даосизм (даоцзя), восходит к таким мыслителям, как Лао-цзы (предполагалось, что, если он существовал, был современником Конфуция) и мудрец 4 века до н. э. Чжуан Чжоу, или Чжуанцзы (“Мастер Чжуан”). Эти мыслители и их ученики пропагандировали Космическое Дао, которое, как они утверждали, было лучшим руководством к жизни и хорошему управлению, чем любое человеческое учение.

Интерпретации дао

Дао-это философская концепция, которая многогранна и имеет несколько интерпретаций. Наиболее глубокая интерпретация-это Космическое Дао,

Путь космоса, который очевиден в природе (тянь). Таким образом, философский и духовный текст «Даодэцзин» (около 300 г. до н. э.) провозглашает Космическое Дао “источником” Вселенной. Чжуанцзы, текст, приписываемый одноименному мудрецу конца 4-го века, прославляет спонтанные преобразования порядка природы.

Чжуанцзы

Чжуанцзы, деталь, чернила на шелке; в Национальном дворцовом музее, Тайбэй, Тайвань.
Предоставлено Национальным дворцовым музеем, Тайвань, Китайская Республика
Космическое Дао не является трансцендентным источником в том смысле, что оно является метафизическим первопринципом за пределами физического мира; скорее, оно имманентно, всегда присутствует и всегда проявляется. Он созидателен, но не является верховным богом-творцом, личным или безличным, который порождает мир посредством божественного созерцания или проявления высшей воли. Вместо этого Космическое Дао непрерывно порождает десять тысяч вещей (метафора мира), порождая в своих колебаниях взаимодополняющие полярности инь и ян. Это чанг, постоянный и вечный, и тяньдао, порядок природы, который проявляется спонтанно (зиран). Люди, чье общество и культура отмечены искусственностью и ограниченностью, могут надеяться только на то, чтобы приспособиться к его таинственным преобразованиям, но не получить особой благосклонности. Как говорит Даодэцзин, Космическое Дао-это бурен (см. жэнь), “никакой особой любви к человечеству”.

Наконец, Космическое Дао связано с небытием (ву) в том смысле, что это не какая-то конкретная вещь во Вселенной, а скорее совокупность всех вещей, а также матрица, в которой они возникают и исчезают из бытия. Мыслитель Ван Би (226-249 гг. н. э.), разработавший большую часть терминологии китайской онтологии (бентилун), представил видение Космического Дао как своего рода трансцендентного “чистого существа”. Тем не менее, это чистое существо не является метафизическим первым принципом, который радикально отделен от низших существ. Это, как говорит Ван, “Великая нота”, которая гармонизирует другие ноты (существа), составляющие симфонию Вселенной.

Человеческие и королевские обычаи

Другая влиятельная интерпретация дао рассматривает его как особый “способ” вещи или класса вещей. Как Вселенная имеет свой собственный естественный способ возникновения и действия, так и каждая вещь или класс вещей имеют свой собственный способ развития. Дао каждой вещи включено и вовлечено в Космическое Дао, и оно процветает или застаивается в зависимости от степени, в которой оно гармонизируется с Дао или отклоняется от него. Человечество процветает, когда человеческий путь (рендао) настраивается на Космическое Дао. Точно так же правительство процветает, когда царственное дао (вандао) согласуется с естественным путем.

Дао

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх