Мой первый визит в Чэньцзягоу — деревню, где был создан тайцзицюань в стиле Чэнь — летом 1997 года, стал поворотным моментом в путешествии по боевым искусствам, которое началось почти два десятилетия назад и, как и многие другие, проходило в местной школе карате. Во время этого визита в Деревенскую школу Тайцзицюань я увидел серию демонстраций, которые охватили всю широту искусства семьи Чэнь Тайцзицюань.
Чэнь Тайцзицюань построен на сложной философии и методологии, которые часто неверно истолковываются и неправильно понимаются. Это требует, чтобы тело использовалось особым и уникальным способом. Для достижения этой цели все аспекты традиционной учебной программы должны быть признаны взаимосвязанными и взаимоподдерживающими. Использование целостного подхода к учебной программе позволяет максимально использовать преимущества практики. От первого контакта человека с системой, от тренировки стойки стоя, через учебную программу базовых упражнений, продолжая формировать (ручную и оружейную) подготовку, толкать руки и т.д., До окончательного овладения. К прохождению различных этапов следует подходить методично и упорядоченно. Хотя вы не можете недооценивать важность тяжелой физической подготовки, необходимо также попытаться понять множество уровней, содержащихся в каждой технике. В ходе короткой серии статей мы рассмотрим, как, казалось бы, отдельные части учебного плана Тайцзицюань связаны друг с другом. В этой первой части рассматривается взаимосвязь между тренировкой формы и толчком руками.
Формируйте Тренировку и Толкайте руками
Старая поговорка Чэньцзягоу предполагает, что “ходить по раме — это бить по рукам, а бить по рукам — это ходить по раме”. Ходьба по рамке относится к тренировке формы, в то время как удары руками были ранним термином, используемым для описания толчковых рук. Неразрывная связь между тренировкой формы и толчком руками была четко установлена поколениями признанных практиков Тайцзицюань. Исторически сложилось так, что нет практикующих тайцзицюань, которые также не были бы хорошо сведущи в толчковых руках. Точно так же нет мастеров тайцзицюань, которые не были бы искусны в этой форме. Подлинные навыки тайцзицюань являются кульминацией длительного периода обучения в обоих этих аспектах.
Все навыки тела и движений, которые могут быть использованы в толчковых руках и бою, должны быть сначала отточены путем тщательной тренировки формы. Чтобы использовать Тайцзицюань в качестве боевого искусства, как обучение формам, так и толчки руками должны рассматриваться как взаимодополняющие и жизненно важные. Тренировка формы без выполнения толчков руками, хотя и дает некоторые преимущества в упражнениях, не подготовит человека к бою и самообороне. И наоборот, если человек просто толкает руками без основы формальной подготовки, хотя он может развить определенные техники, он не сможет использовать их в полной мере. Поэтому опытный практикующий должен тренировать форму и толкать руки одновременно, не отдавая предпочтения одному над другим. В то время как менее опытный практик должен согласиться с тем, что обучение формам является основой и фундаментом, на котором основывается любой будущий успех push hands.
Традиционный способ состоит в том, чтобы сначала установить строительные блоки на место – прочную неподвижную основу, скоординированное движение, гибкую работу ног. Развивайте правильные энергетические качества – взвешенность внизу, свет вверху, расширение изнутри наружу и полноту в даньтяне. На этой основе развивайте понимание различных типов цзинь или тренированной силы Тайцзицюань – пэн, лу, цзи, ань и т.д. Тренировка формы или Таолу позволяет выработать правильную осанку, синхронизировать различные части тела и повысить координацию до такой степени, когда действие характеризуется интегрированным движением всего тела. Традиционное требование длительного периода тренировки формы является средством Тайцзицюань для развития оптимальных двигательных навыков и подготовки перед началом тренировки толчковых рук. Неверно предполагать, что ученик может достичь высокого уровня умения толкать руками только потому, что он усердно тренируется. Они могут развивать силу и повышать выносливость, но каковы их модели движений? На протяжении всей своей жизни большинство людей развивают плохие привычки к механике тела и теряют первоначальное единство разума и тела, гибкость и естественность, которые были их первоначальным врожденным состоянием. Попытка функционировать с неэффективной позой или движением сродни вождению автомобиля с включенным ручным тормозом. Если вы ведете свой автомобиль с включенным ручным тормозом, способ повысить производительность заключается не в том, чтобы установить в машину двигатель большего объема, а в том, чтобы отпустить тормоз.
Если упражнение выполняется в плохой форме, плохая форма будет частью информации, записанной в двигательной программе человека. Начало тренировки толкающих рук с их сложными моделями движения до исправления этих вредных привычек означает, что эти неэффективные привычки движения неизбежно переносятся во вновь приобретенные навыки движения и еще больше укрепляются. Поэтому физические двигательные программы должны быть разработаны и усовершенствованы, чтобы практикующий мог эффективно работать в различных условиях и при высоком уровне физического и психического напряжения. Возвращаясь к аналогии с автомобилем, только когда автомобиль работает так, как должен, в первую очередь, имеет смысл “завести” двигатель. Следовательно, гораздо эффективнее сначала подавить и избавиться от вредных привычек, а затем, опираясь на этот фундамент, тренировать толкающие руки. Физическая структура и качество движений, полученные в результате формальной тренировки, обеспечивают основу для всех последующих навыков.
Толчок руками служит механизмом обратной связи для проверки эффективности этих навыков. В то время как человек может думать, что его движения точны с точки зрения строгих требований к телу Тайцзицюань и что его поза стабильна и укоренена, толчки руками с партнером быстро подчеркивают любые противоречия. Там, где точность осанки и движений достигается с помощью тренировки формы, толчок руками усиливает необходимость в этой точности и позволяет практикующему дополнительно совершенствовать и подтягивать форму. Например, если во время толчка руками талия поворачивается слишком сильно и партнер может извлечь выгоду из этой потери позиции, эта информация может быть возвращена в форму. Движение талии может быть уменьшено, и через некоторое время процесс тестирования может быть повторен.
В вышеприведенном контексте толчок руками и тренировка формы объясняются с точки зрения развития собственных способностей. Вторая жизненно важная область — научиться распознавать способности противника. В то время как тренировка толкающих рук повышает чувствительность человека к движениям противника, это обоюдоострый меч. Практикующий Тайцзицюань должен также признать, что его собственное движение может быть прочитано его противником. Даже когда экспонент чувствует контрольные сигналы, выдающие намерение другого, он должен научиться распознавать свое собственное упреждающее движение. Это одна из причин, по которой форма практикуется медленно и тщательно. Тщательно изучая каждое движение, можно начать процесс тщательного искоренения любого “телеграфирования” нашего собственного намерения.
При тренировке формы требуется, чтобы сухожилия и кости были свободными и чтобы каждый сустав был соединен так, чтобы энергия заполняла все тело. Со временем тело становится легким и подвижным. Они обеспечивают необходимую основу для основных навыков толкающих рук тин цзинь и дон цзинь, или “умение слушать” и “понимание энергии”. Как и тренировка формы, к тренировке толчковых рук следует подходить систематически. Сначала нужно развить умение слушать и следить за движениями противника, а затем устранять ошибки, связанные с отключением от вашего противника, чрезмерным охватом и сопротивлением с силой.
В то же время тренировка толкающих рук помогает человеку сделать шаг вперед в понимании формы в том, что касается качеств “сун роу чэнь вэнь” или расслабленности, гибкости, впалости и стабильности. Во время практики формы человек может быть неуверен в правильной степени расслабленности, мягкости и т.д. Обратная связь, полученная с помощью толкающих рук, значительно помогает в установлении правильного функционального уровня этих аспектов. Раскрывая все места, где движение неэффективно или не обладает необходимым плавным и спиралевидным качеством, человек постепенно достигает точки, когда можно сказать, что мы “знаем себя». Когда вы достигнете точки, где ваше движение будет плавным и скоординированным, и вы поймете идею следования движению противника, тогда вы можете начать изучать возможности применения в форме.
Поколения мастеров прошлого оставили ценное устное руководство для сегодняшних практикующих. Тем, кому не терпится пройти форму и добраться до “настоящих вещей” тайцзицюаньских толчковых рук, было бы неплохо подумать о четких указаниях, которые были переданы. Высказывания, такие как: “Глубокие принципы возникают сами собой после того, как вы практикуете форму десять тысяч раз”; или “Навыки приходят естественным образом, когда вы знакомы с формами”. Толкающие руки традиционно использовались для изучения качества гунфу, которого человек достиг благодаря тренировке формы.
“Какие бы недостатки у вас ни были в форме, они, безусловно, проявятся как слабые стороны во время раздачи толчков, давая противнику возможность воспользоваться преимуществом. Для этого нужно практиковать толчки руками; проверять формы; понимать внутреннюю силу (цзинь); и научиться выражать силу (фаджинь), а также нейтрализовывать силу (хуа-цзинь). Если кто-то способен противостоять конфронтационным толчкам рук, то это свидетельствует о том, что он понял основополагающие принципы Тайцзи”. (Чэнь Сяованъ)
Хотя обучение формам является жизненно важным компонентом обучения Тайцзицюань, важно помнить, что на самом высоком уровне Тайцзицюань бесформенен, особенно с точки зрения практического использования. Человек должен уметь импровизировать и реагировать на любые вызовы, которые ставит противник, используя все принципы и идеи, полученные в ходе формальной практики, и применяя их к ситуации.